среда, 24 мая 2017 г.

Dialeto "Bartók in Rock" (2017)

Завтра официальная дата релиза нового альбома одной из самых уважаемых групп бразильского прог-андеграунда – инструментального прог-фьюжн трио DIALETO из Сан-Паулу, которое в этом году отмечает свое 30-летие.

Dialeto

Впервые этот коллектив вышел на местную сцену в 1987-ом. Четыре года спустя на местном лейбле Faunus Records был выпущен дебютный альбом “Dialeto”. А в 1994-ом Nelson Coelho (гитара, вокал), Andrei Ivanovic (бас) и Miguel Angel (ударные) решили прекратить деятельность группы. Однако в 2006-ом DIALETO собрались вновь: отыграли несколько успешных концертов; на лейбле Rock Symphony переиздали под названием “Will Exist Forever” свой дебютный альбом (2008); на лейбле Voiceprint Brazil выпустили свой второй альбом “Chromatic Freedom” (2010); затем, сменив бас-гитариста, выпустили на американском MoonJune Records третий альбом “The Last Tribe” (2013). К тому времени DIALETO уже были полностью инструментальной группой с довольно солидной международной репутацией. Не прошло и четырех лет, как группа выпустила свой четвертый альбом, который получил название “Bartók in Rock”.



Еще в 2015-ом состав DIALETO был радикально обновлен: единственный участник оригинального трио Nelson Coelho (гитара) теперь играет с Gabriel Costa (бас) и Fred Barley (ударные). Именно этими музыкантами и был записан новый альбом. Лейбл MoonJune Records по-прежнему оказывает поддержку группе, однако “Bartók in Rock” тиражировался авторами самостоятельно, и американский лейбл лишь занимается распространением компакт-дисков бразильского производства (это к сведению коллекционеров). Все 10 номеров, представленных на 38-минутном диске, представляют собой «свободную адаптацию» музыки венгерского композитора, пианиста и культуроведа Белы Бартока (1881-1945).

Поводом обращения бразильских музыкантов к музыкальному наследию Бартока стало, очевидно, известное эссе «О расовой чистоте в музыке», написанное композитором в 1942 году. Тезис Бартока о том, что «обращение к зарубежным материалам не просто сводится к взаимообмену мелодиями, но также служит толчком развитию новых музыкальных стилей… полное отмежевание от зарубежных влияний означает стагнацию…», оказался созвучен как многонациональной природе бразильских музыкантов (предками лидера коллектива, например, являются выходцы из Италии, Испании, Португалии и коренные бразильцы), так и изначальной художественной концепции DIALETO, в основе которой лежит идея «интеграционной эклектики» различных фольклорных, классических, джазовых и роковых влияний.

Dialeto

За исходный материал DIALETO взяли, возможно, самые востребованные широкой аудиторией фортепьянные произведения Белы Бартока: две пьесы из цикла «Микрокосмос» (в полном виде включает 153 пьесы 1926-1939 гг.; это своеобразный курс игры на фортепиано, в котором пьесы расположены в порядке нарастания технической сложности); мелодическую пьесу «Вечер в деревне» (написана в 1916 г. и входит в сборник «Десять легких пьес»); полностью цикл «Румынские народные танцы» (написан в 1915 г.) и пьесу «Молодая невеста» (написана в 1908 г. и входит в цикл «Для детей», включающий 85 пьес).

Dialeto

Итак, DIALETO интерпретируют Бартока в прог-роковом ключе… За исключением открывающей пьесы “Mikrokosmos 113”, в которой солирует также почетный гость альбома – скрипач David Cross (участник состава King Crimson начала-середины 70-х, супергруппы 80-х Low Flying Aircraft и группы Radius), роль солиста во всех номерах исполняет Nelson Coelho. Играет он превосходно – технично, артистично, очень бережно по отношению к оригиналам, но вполне при этом индивидуально с точки зрения понимания партитур венгерского композитора-новатора (Бартока, к слову, называют одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века, хотя, как пишут музыковеды, профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано никогда не примыкал ни к одному из модных авангардистских течений своего времени). Не уклоняется в «авангардизм» и Nelson Coelho, но его сольные партии искрятся интереснейшими импро-вариациями, что придает музыке Бартока в исполнении DIALETO особый и весьма привлекательный ракурс. Gabriel Costa и Fred Barley своему солисту ассистируют с высочайшей профессиональной компетентностью и ответственностью.

Dialeto

Все номера на “Bartók in Rock” очень хороши. Но переложение “Roumanian Folk Dances 1-6” меня просто покорили. Пожалуй, именно в этих шести номерах DIALETO сумели продемонстрировать и свою ансамблево-исполнительскую индивидуальность, и истинно творческое отношение к классике, и экспериментальную устремленность к новым горизонтам. Послушайте, например, «Танцы 3-4»: исполнено, я бы сказал, с совершенно неожиданным и свежим образно-драматическим насыщением. Абсолютно свободная, открытая и чувственная музыка – музыка увлекательнейшего путешествия, если угодно, к почвенным истокам современной альтернативной музыкальной субкультуры. Признаться, никогда не думал, что Бартока можно играть таким образом.

Конечно, обращение рок-музыкантов к классической музыкальной традиции (особенно в прог-роковом субжанре), старо как и сам Рок (правда, гораздо чаще рок-музыканты тактично умалчивают об источниках, из которых черпают «творческие» силы). Но как бы вы не относились к практике «рок-переложений академической классики», новый альбом DIALETO я рекомендую вам послушать в обязательном порядке. Очень сильная работа – браво!

Слушать/скачивать на Bandcamp | DIALETO на Facebook

1 комментарий: